Муниципальное бюджетное учреждение образования «Средняя общеобразовательная школа п. Мичуринский» Прикубанского муниципального района Карачаево – Черкесской Республики Принят на заседании педагогического совета Протокол № 1 от 23.08.2021г. Утверждаю: Директор школы ________З.А.Байчорова Приказ № 56 от 23.08 .2021г. ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ СОДЕРЖАНИЕ I. Целевой раздел 1.1 Пояснительная записка 1.2 Планируемые результаты освоения программы дополнительного образования 1.3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения обучающимися программы дополнительного образования II. Содержательный раздел Организация 2.1. образования образовательной деятельности дополнительного 2.2. Программы дополнительных объединений III. Организационный раздел 3.1 Учебный план 3.2 Система условий реализации программы дополнительного образования 3.3. Ожидаемые результаты программы дополнительного образования I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ I. Пояснительная записка Согласно Федеральному закону Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" существует отдельный вид образования – дополнительное. Оно направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. 1. Перечень нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность дополнительного образования в МБОУ «СОШ п.Мичуринский»: Федеральные: Конституция РФ. Основной Закон Российского государства (12.12.1993 г.) Трудовой кодекс РФ. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ. (Принят Государственной Думой 21.05.1999г., в редакции Федерального закона от 13.01. 2001г. № 1-ФЗ). Федеральный закон от 22.08.2004 г. №122-ФЗ "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений". Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утвержденная Президентом Российской Федерации 04 февраля 2010 г. Пр-271; План действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2010 года N 1507-р; Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования приказ № 374 от 6.10.2009 года. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования приказ № 1897 от 17.12.2010 года. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования приказ № 413 от 17.05.2012 года. Положение о лицензировании образовательной деятельности (в ред. Постановления Правительства РФ от 19.07.2012 N 731, от 24.09.2012 N 957). Методические рекомендации Управления воспитания и дополнительного образования детей и молодѐжи Минобразования России по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях. (Приложение к письму Минобразования России от 11.06.2002 г. № 30-15-433/16). Примерные требования к программам дополнительного образования детей. Письмо Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки России от 11.12.2006 № 06-1844. СанПиН 2.4.4. 1251-03 (утверждѐнные Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно- эпидемиологические требования к условиям общеобразовательных учреждениях". Учрежденческие: - Устав ОУ; - план воспитательной работы на учебный год. и организации обучения в Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности. Дополнительное образование детей – целенаправленный процесс воспитания, развития личности и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и информационно-образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека, государства. Основное предназначение дополнительного образования - удовлетворение многообразных потребностей детей в познании и общении, которые далеко не всегда могут быть реализованы в рамках предметного обучения в школе. Дополнительное образование детей по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе. Оно социально востребовано, требует постоянного внимания и поддержки со стороны общества и государства как образование, органично сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка. Основу современного дополнительного образования детей, и это существенно отличает его от традиционной внешкольной работы, составляет масштабный образовательный блок. Здесь обучение детей осуществляется на основе образовательных программ, разработанных, как правило, самими педагогами. "Изюминка" дополнительного образования состоит в том, что все его программы предлагаются детям по выбору, в соответствии с их интересами, природными склонностями и способностями. Используя разнообразные культурно-досуговые программы, педагоги обучают детей и подростков интересно и содержательно проводить свой досуг. Участие школьников в творческих коллективах по интересам позволяет каждому ребенку реализовать себя в иных, не учебных сферах деятельности, где-то непременно добиться успеха и на этой основе повысить собственную самооценку и свой статус в глазах сверстников, педагогов, родителей. Занятость обучающихся во внеурочное время способствует укреплению самодисциплины, самоорганизованности, умению планировать свое время. Большое количество детских коллективов, не связанных напрямую с учебной деятельностью, создает благоприятную возможность для расширения поля межличностного взаимодействия обучающихся разного возраста и сплочения на этой основе узнавших друг друга детей в единый школьный коллектив. А массовое участие детей в регулярно проводимых в школе праздниках, конкурсно-игровых программах, спортивных состязаниях приобщает их к процессу появления школьных традиций, формированию корпоративного духа «своей» школы, чувства гордости за нее. Нужно отметить ещѐ одну уникальную особенность дополнительного образования - дать растущему человеку возможность проявить себя, пережить ситуацию успеха (и притом неоднократно!). Поскольку в системе дополнительного образования палитра выбора детьми сферы приложения интересов чрезвычайно широка, практически каждый обучающийся может найти себя и достигнуть определенного успеха в том или ином виде деятельности. Этот момент чрезвычайно важен для любого ребенка, а особенно для детей, неуверенных в себе, страдающих теми или иными комплексами, испытывающих трудности в освоении школьных дисциплин. Структурно дополнительное образование представлено двумя основными объемными блоками: образовательным и культурно-досуговым, в которых осуществляется все многообразие доступных детям видов деятельности. Цели и задачи: Основная цель дополнительного образования – развитие мотиваций личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных образовательных программ и внеурочной деятельности в интересах личности. Задачи: 1. Сформировать систему дополнительного образования в школе, способную дать возможность каждому ребенку выбрать себе занятие по душе, позволяющую создать условия для полной занятости обучающихся. 2. Охватить максимальное количество обучающихся дополнительным образованием. 3. Сформировать условия для успешности обучающихся. 4. Организовать социально-значимый досуг. 5. Разработать и реализовать дополнительные образовательные, культурнодосуговые программы и программы внеурочной деятельности, максимально удовлетворяющие запросам обучающихся. 6. Привить обучающимся навыки проектной и исследовательской деятельности. 7. Способствовать интеллектуальному, творческому, физическому развитию детей и подростков. 8. Предупредить асоциальное поведение обучающихся; обеспечить внеурочную занятость подростков «группы риска». 9. Повысить творческий потенциал педагогических кадров; обеспечить использование инновационных педагогических идей, образовательных моделей, технологий; создать методическую копилку дополнительного образования в школе. С учѐтом возрастных, психологических особенностей обучающихся на каждом этапе обучения меняются задачи дополнительного образования: I. Уровень начального общего образования. Расширение познавательных возможностей детей, диагностика уровня их общих и специальных способностей, создание условий для последующего выбора дополнительного образования, т. е. своеобразная «проба сил». II. Уровень основного общего образования. Формирование теоретических знаний и практических навыков, раскрытие творческих способностей личности в избранной области деятельности. III. Уровень среднего общего образования. Достижение повышенного уровня знаний, умений, навыков в избранной области, создание условий для самореализации, самоопределения личности, еѐ профориентации. Режим работы: Учебный год начинается с 1 сентября и заканчивается 31 мая, начало занятий со 2 сентября. Допускается прием обучающихся в течение учебного года. Продолжительность учебного года составляет 33 учебные недели для 1 класса и 34 для 2-11 классов. Образовательная программа дополнительного образования детей предназначена удовлетворять потребности обучающихся: - в получение качественного бесплатного дополнительного образования по образовательным программам дополнительного образования; - в выборе объединения дополнительного образования в соответствии с потребностями, возможностями и способностями. Занятия возможны практически с любого возраста (от 6 до 18 лет), при любом уровне предшествующей подготовки ребенок может включиться в интересующее его направление деятельности. Дополнительно образовываться – никогда не поздно, и это делает данную сферу существенным фактором непрерывного образования личности. Направления деятельности: Реализация задач происходит при помощи образовательных программ по 5 направлениям деятельности: художественно-эстетическое; военно – патриотическое; физкультурно-спортивное; общекультурное; общеинтеллектуальное. В 2021-2022 учебном году учебно-воспитательный процесс реализуется по 7 образовательным программам. Программа кружка «Исторический клуб» (педагог Пухов Г.И. ) Цель программы: создание условий для развития интереса учащихся к истории, интеллектуального развития ребенка и формирования его коммуникативных и социальных навыков через игровую и проектную деятельность; знакомство с элементами научного исторического исследования. Задачи программы: обучающие: выработка у школьников представлений об основных источниках знаний о прошлом и настоящем, о неоднозначности восприятия, отражения и объяснения событий истории; удовлетворение личных познавательных интересов. воспитательные: формирование ценностных ориентаций и убеждений школьников на основе личностного осмысления социального, духовного, нравственного опыта людей в прошлом, взаимопонимания между народами. утверждение в сознании школьников патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к прошлому страны в целом и истории родного края в частности. развитие позитивного отношения к общеинтеллектуальным видам деятельности, способствующим постоянному саморазвитию. развивающие: развитие у учащихся способностей рассматривать события и явления прошлого, пользуясь приѐмами исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности людей). развитие навыка самостоятельного исследования материала, подготовки сообщений на предложенную тему. развитие устной и письменной речи учащихся через умение строить диалог во время беседы, навык образного монологического рассказа, умение правильного оформления собранного материала. Программа рассчитана на 6 час в неделю. Программа художественно-эстетической направленности «Ритмика» (педагог Комарова Е.Н.) Программа кружка предназначена для учащихся начальной школы. Цели и задачи программы Целью данной программы является формирование у учащихся начальной школы основ здорового образа жизни, развитие творческой самостоятельности посредством освоения двигательной деятельности. Реализация данной цели связана с решением следующих образовательных задач: • Укрепление здоровья школьников посредством развития физических качеств и повышения функциональных возможностей жизнеобеспечивающих систем организма • Совершенствование жизненно-важных навыков и умений чувствовать и ощущать музыкальный ритм посредством обучения ритмическим движениям • Развитие интереса к занятиям ритмикой, формам активного досуга, развитие координации движения, эстетического вкуса, художественно-творческой и танцевальной способности, фантазии, памяти, кругозора • Формирование общих представлений о культуре движений • Формирование культуры общения между собой и окружающими • Воспитание организованной, гармонически развитой личности. • Развитие основ музыкальной культуры • Развитие музыкальности, способности становления музыкально-эстетического сознания через воспитание, способности чувствовать, эстетически переживать музыку в движениях. • Развитие умения воспринимать развитие музыкальных образов, передавать их в движениях, согласовывая эти движения с характером музыки, средствами музыкальной выразительности, • Развитие умения определять музыкальные жанры (танец, марш, песня), виды ритмики (танец, игра, упражнение), понимать простейшие музыкальные понятия (высокие и низкие звуки; быстрый, средний, медленный темп; громкая, умеренногромкая, тихая музыка и т.д.). • Формирование красивой осанки, выразительности пластики движений и жестов в танцах, играх, хороводах, упражнениях Программа рассчитана на 68 часов (2 час в неделю). Программа духовно-нравственной направленности «Обычаи горцев» (Узденова З.М.) Цель: - формирование у учащихся духовных ценностей своего народа во взаимосвязи с культурами других этносов; - привить интерес к национальной культуре народов Северного Кавказа, развивать творческие способности, познакомить учащихся с пословицами народов Северного Кавказа; - расширение у учащихся кругозора, фольклора народов Северного Кавказа, воспитание интереса к традициям, обрядам, обычаям русских, а также уважительного отношения к культуре многонационального народа России. Программа рассчитана на 102 часов (3 часа в неделю) Программа художественно-эстетической направленности «Веселые нотки» (педагог Хапаева Л.Б.) разработана на основе типовых программ, «Постановка певческого голоса»; «Музыкально–певческое воспитание детей», «Детский академический хор». Срок реализации адаптированной программы – 1 год. Возраст детей, на которых рассчитана программа – 8-14 лет. Цель программы: заинтересовать детей музыкальным искусствам, привить любовь к хоровому и вокальному пению, сформировать вокально-хоровые навыки, чувство музыки, стиля. Воспитать музыкальную и певческую культуру. Развить музыкальноэстетический вкус детей. Основные задачи в работе вокального кружка: - Образовательные: постановка голоса, формирование вокальнохоровых навыков, знакомство с вокально- хоровым репертуаром. - Воспитательные: воспитание вокального слуха как важного фактора пения в единой певческой манере, воспитание организованности, внимания, естественности в момент коллективного музицирования, привить навыки сценического поведения. - Развивающие: развитие музыкальных способностей детей и потребности младших школьников в хоровом и сольном пении, а так же развитие навыков эмоционального, выразительно пения. Программа рассчитана на 68 часов (2 час в неделю). Программа физкультурно – спортивной направленности – «Волейбол» (педагог Эркенов Р.М.) Цель программы – углубленное изучение спортивной игры волейбол. Основными задачами программы являются: укрепление здоровья; содействие правильному физическому развитию; приобретение необходимых теоретических знаний; овладение основными приѐмами техники и тактики игры; воспитание воли, смелости, настойчивости, дисциплинированности, коллективизма, чувства дружбы; привитие ученикам организаторских навыков; повышение специальной, физической, тактической подготовки школьников по волейболу; подготовка учащихся к соревнованиям. Программа рассчитана на 68 часа (2 часа в неделю). Программа кружка «Окружающий мир» предназначена для учащихся 5-8 классов (Пазина Н.М.) Цель: формировать знания, умения и навыки самостоятельной экспериментальной и исследовательской деятельности. Развивать индивидуальность творческого потенциала ученика. Задачи: Обучающие: дать ребѐнку системные знания об окружающем его мире в соответствии с его возрастом и способностями; научить применять на практике знания, полученные в клубе. привить учащимся навыки работы с методами, необходимыми для исследований: наблюдение, измерение, эксперимент, мониторинг и др. Развивающие: развить умение проектировать свою деятельность (учебную, исследовательскую); развить творческие и коммуникативные способности учащихся; научить правильно оформлять результаты работы, защищать. развивать у воспитанников эстетические чувства и умение любоваться красотой и изяществом природы; формировать и развивать у детей навыки психологической разгрузки при взаимодействии с миром природы; повышать общий интеллектуальный уровень подростков; развивать коммуникативные способности каждого ребѐнка с учѐтом его индивидуальности, научить общению в коллективе и с коллективом, реализовать потребности ребят в содержательном и развивающем досуге. Воспитательные: прививать чувство доброго и милосердного отношения к окружающему нас миру; воспитывать чувство ответственности, дисциплины и внимательного отношения к людям; воспитывать потребность в общении с природой; способствовать формированию экологического восприятия и сознания общественной активности; способствовать укреплению здоровья ребят, посредством общения с природой и проведению массовых мероприятий на свежем воздухе. воспитать экологическое мировоззрение и культуру Программа рассчитана на 68 часа (2 часа в неделю). Программа кружка «Увлекательный английский» (Хасанова Ж.С.) Главные цели курса полностью ответствуют стандарту основного общего образования по иностранному языку. Это развитие коммуникативной компетенции учащихся в совокупности ее составляющих: речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной и учебно-познавательной, а также развитие и воспитание потребности школьников пользоваться английским языком как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации; развитие национального самосознания, стремления к взаимопониманию между людьми разных культур и сообществ. Также целью данного курса является создание условий для интеллектуального развития ребенка и формирования его коммуникативных и социальных навыков через игровую и проектную деятельность посредством английского языка. Задачи курса заключаются в максимальном вовлечении учащихся на занятии, а также: развитие и воспитание понимания у школьников важности изучения английского языка в современном мире и потребности пользоваться им как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации; познакомить детей c культурой стран изучаемого языка, познакомить с менталитетом других народов в сравнении с родной культурой; развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих - речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебнопознавательной; формировать некоторые универсальные лингвистические понятия, наблюдаемые в родном и иностранном языках; приобщать к общечеловеческим ценностям; способствовать воспитанию личностных качеств (умение работать в сотрудничестве с другими; коммуникабельность, уважение к себе и другим, личная и взаимная ответственность); воспитание качеств гражданина, патриота; развитие национального самосознания, стремления к взаимопониманию между людьми разных сообществ, толерантного отношения к проявлению иной культуры. Программой предусмотрено использование следующих методов: • объяснительно-иллюстративный, • репродуктивный, • эвристический, • исследовательский. Формы проведения занятий. Внеурочная деятельность по английскому языку традиционно основана на трѐх формах: индивидуальная, групповая и массовая работа (выступления, спектакли, утренники и пр.). Ведущей формой организации занятий является групповая работа. Во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям. Каждое занятие состоит из двух частей – теоретической и практической. Теоретическая часть ведется с учетом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся. Программа предусматривает проведение занятий, интегрирующих в себе различные формы и приемы игрового обучения, проектной, литературно-художественной, изобразительной, физической и других видов деятельности. Программа рассчитана на 68 часа (2 часа в неделю). 1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися Обучающиеся, прошедших обучение в объединениях дополнительного образования, должны: обладать способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения; знать особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовнонравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы социальных явлений и традиций; уметь самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, преобразовывать, сохранять и передавать ее; уметь применять коммуникативные навыки, необходимые для общения в учебной, повседневно-бытовой, деловой сферах, сферах досуга и развлечения; овладеть способами духовного и интеллектуального саморазвития; овладеть способами деятельности в собственных интересах и возможностях с точки зрения здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности. 1.2. Планируемые результаты освоения образовательной программы: – «Умелые руки»: По окончании обучения дети получат возможность узнать: Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний об этике и эстетике повседневной жизни человека; о принятых в обществе нормах поведения и общения; об истории своей семьи, Отечества, человечества; о народных играх; о правилах конструктивной групповой работы: об основах разработки исследовательских проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации; о правилах проведения исследования. 2. Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к Отечеству, истории и культуре, труду, знаниям, своему внутреннему миру. 3. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): школьник может приобрести опыт исследовательской деятельности; опыт публичного выступления; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми. «Волейбол»: 1. Занятия будут иметь оздоровительный эффект. 2. Дети овладеют техническими приемами и тактическими взаимодействиями Учащиеся должны знать и иметь представление: 1) об особенностях зарождения, истории волейбола; 2) о физических качествах и правилах их тестирования; 3) основы личной гигиены, причины травматизма при занятиях волейболом и правила его предупреждения; 4) основы судейства игры. Учащиеся должны уметь: 1) выполнять по физической подготовке в соответствии с возрастом; 2) владеть тактико-техническими приемами; 3) уметь организовать самостоятельные занятия, а также, с группой товарищей; 4) организовывать и проводить соревнования в классе, во дворе, в оздоровительном лагере и другое. «Веселые нотки»: Дети должны научиться красиво петь: петь звонко, напевно, чисто интонировать мелодию, выразительно исполнять различные по характеру вокальные произведения, смогут научиться петь в ансамбле и сольно, раскрывать наиболее полно творческие возможности. Участник кружка будут принимать участие в концертах для школы, села, для ветеранов войны и труда, в районных конкурсах и фестивалях. Программа будет способствовать воспитанию у обучающихся артистичности, умения перевоплощаться в художественный образ произведения. Это должно проявляться в мимике лица, движениях рук и корпуса. Программа кружка «Ритмика» Цели и задачи программы: Образовательная цель программы: приобщение детей к различным видам народного танца , видам танцевального искусства. Развивающая цель программы: воспитание единого комплекса физических и духовных качеств: гармоническое телосложение, хорошее здоровье и выносливость, артистизм и благородство. Воспитательная цель программы: профессиональная ориентация и самоопределение ребѐнка. Задачи: Обучающие: - ознакомление с основами классического танца, позициями рук и ног; - ознакомление с основными движениями танца; - ознакомление с историей развития русского народного танца. - дать представление о танцевальном образе; - дать всем детям первоначальную хореографическую подготовку, выявить их склонности и способности; Развивающие: - способствовать эстетическому развитию и самоопределению ребѐнка; - развитие выразительности и осмысленности исполнения танцевальных движений; -развитие творческих способностей; -гармоническое развитие танцевальных и музыкальных способностей, памяти и внимания; - развитие психических познавательных процессов — память, внимание, мышление, воображение; - развитие мышечного чувства, правильной осанки, умения управлять своим телом. Воспитательные: - воспитание этнической компетентности, доброжелательного отношения к людям других наций. - воспитание культуры поведения и общения; - воспитание умений работать в коллективе; - привитие интереса к занятиям, любовь к танцам; «Окружающий мир» Учащиеся должны знать: Изучив данную программу, учащиеся значительно повысят свои знания в области экологии и краеведения. Они активизируют свою интеллектуальную и познавательную деятельность, а также научатся самостоятельно оценивать экологическое состояние окружающей среды округа, в котором они живут, научатся принимать решения и не оставаться равнодушными по устранению экологических нарушений в родном селе, городе, любить, ценить и оберегать окружающую их природу. Прогнозируемый результат обучения. Учащиеся должны знать: основные понятия и термины, применяемые в процессе работы; основные виды исследовательских работ; методы исследовательской работы. Учащиеся должны уметь: составлять план научно-исследовательской работы; составлять схему выполнения научного исследования; проводить простейшие экологические исследования; представлять результаты научного исследования. «Увлекательный английский» В результате изучения английского языка ученик должен Знать/понимать: основные значения изученных лексических единиц (слов, словосочетаний); основные способы словообразования (аффиксация, словосложение, конверсия); особенности структуры простых и сложных предложений; интонацию различных коммуникативных типов предложений; признаки изученных грамматических явлений (видо-временных форм глаголов, модальных глаголов и их эквивалентов, артиклей, существительных, степеней сравнения прилагательных и наречий, местоимений, числительных, предлогов); основные нормы речевого этикета (реплики-клише, наиболее распространенная оценочная лексика), принятые в стране изучаемого языка; говорение рассказывать о себе, своей семье, друзьях, своих интересах и планах на будущее, сообщать краткие сведения о своем городе/селе, о своей стране и стране изучаемого языка; делать краткие сообщения, описывать события/явления (в рамках пройденных тем), передавать основное содержание, основную мысль прочитанного или услышанного. аудирование понимать основное содержание кратких, несложных аутентичных прагматических текстов и выделять для себя значимую информацию; понимать основное содержание несложных аутентичных текстов, относящихся к разным коммуникативным типам речи (сообщение/рассказ), уметь определить тему текста, выделить главные факты в тексте, опуская второстепенные. чтение читать аутентичные с пониманием основного содержания (определять тему, выделять основную мысль, выделять главные факты, устанавливать логическую последовательность основных фактов текста); читать несложные аутентичные тексты разных жанров с полным и точным пониманием, читать текст с выборочным пониманием нужной или интересующей информации; письменная речь заполнять анкеты и формуляры; писать поздравления, личные письма с опорой на образец. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: создания целостной картины полиязычного, поликультурного мира, осознания места и роли родного и изучаемого иностранного языка в этом мире; приобщения к ценностям мировой культуры как через иноязычные источники информации, в том числе мультимедийные, ознакомления представителей других стран с культурой своего народа; осознания себя гражданином своей страны и мира. Система оценки достижения планируемых результатов. Определяя результаты реализации дополнительных образовательных программ, необходимо различать среди них следующие: - выделенные по времени фиксирования: конечные (итоговые), промежуточные, текущие; - по факту преднамеренности: планируемые (запланированные, предусмотренные) и стихийно полученные (незапланированные, случайные, непреднамеренные); - по отношению к целям (по соотношению с целями): ―целесообразные‖ и ―нецелесообразные (т.е. соответствующие поставленным целям и задачам и не соответствующие им полностью или частично); - по качеству: позитивные (достижения) и негативные (неудачи, ошибки); - по степени значимости: значимые (социально, личностно, профессионально) в высокой, средней, низкой степени и малозначимые (незначимые). Оценка образовательной деятельности ребенка должна осуществляться по учебным (чаще всего предметным) параметрам. При этом о результатах образования детей судят, прежде всего, по итогам их участия в конкурсах, смотрах, олимпиадах; получению спортивных разрядов, награждению грамотами и другими знаками отличия. И это вполне понятно: такие результаты наиболее ощутимы и очевидны. Но далеко не каждый ребѐнок способен подняться до уровня грамот и призовых мест. Также фиксация преимущественно предметных результатов зачастую искажает диапазон истинных достижений ребенка, поскольку вне поля зрения остаются его личностные результаты. Конечно, формирование личностных качеств – процесс длительный, он носит отсроченный характер, их гораздо сложнее выявить и оценить. Тем не менее, выявлять результаты образовательной деятельности детей, причем во всей их полноте, необходимо каждому педагогу. Это обусловлено самой спецификой дополнительного образования детей. Таким образом, поскольку образовательная деятельность в системе дополнительного образования предполагает не только обучение детей определенным знаниям, умениям и навыкам, но и развитие многообразных личностных качеств обучающихся. О ее результатах необходимо судить по двум группам показателей: предметным (фиксирующим приобретенные ребенком в процессе освоения образовательной программы предметные и общеучебные знания, умения, навыки); личностным (выражающим изменения личностных качеств ребенка под влиянием занятий в данном кружке, студии, секции). Для ребенка большое значение имеет оценка его труда родителями, поэтому педагогу надо продумать систему работы с родителями. В частности, контрольные мероприятия можно совмещать с родительскими собраниями, чтобы родители могли по итоговым работам видеть рост своего ребенка в течение года. Формы проведения аттестации детей по программе могут быть самыми разнообразными: зачет, соревнование, турнир, открытое итоговое занятие, выставка, олимпиада, конкурс, концертное прослушивание, защита творческой работы, сдача нормативов, конференция, полевая практика, зачетный поход и т.п. Главные требования при выборе формы – она должна быть понятна детям; отражать реальный уровень их подготовки; не вызывать у них страха и чувства неуверенности, не формировать у ребенка позицию неудачника, не способного достичь определенного успеха. II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 2.1. Организация образовательной деятельности дополнительного образования Педагогический коллектив школы предлагает обучающимся свободный выбор дополнительных образовательных программ, в соответствии с их интересами, склонностями и способностями. Образовательный процесс в школе строится с учѐтом индивидуального развития личности ребѐнка. В ходе образовательного процесса реализуются принципы педагогики сотрудничества и сотворчества, что позволяет достаточно рано выявить природные наклонности и способности конкретного ребѐнка и создать условие для развития личности. Образовательная деятельность в дополнительном образовании осуществляется через различные объединения детей по интересам. Это кружки, студии, секции, театры, отряды и др. При этом основным способом организации деятельности детей является их объединение в учебные группы, т.е. группы учащихся с общими интересами, которые совместно обучаются по единой образовательной программе в течение учебного года. Учебная группа (в той или иной ее разновидности) является основным способом организации деятельности детей практически в любом из видов детских объединений. В них могут заниматься дети от 6 до 18 лет. Каждый ребенок может заниматься в одной или нескольких группах. Обычно учебный год в детских группах и коллективах начинается 1 сентября и заканчивается 31 мая текущего года. В период школьных каникул занятия могут: проводиться по специальному расписанию с переменным составом учащихся; продолжаться в форме поездок, туристических походов и т.п. проводиться на базе специальных учебных заведений и предприятий с целью профориентации подростков. В период школьных каникул учебные группы работают по специальному расписанию, занятия могут быть перенесены на дневное время; Комплектование учебных групп начинается в сентябре. Каждый обучающийся имеет право заниматься в нескольких объединениях разного профиля, однако, в соответствии с СанПиН, посещение ребенком занятий более чем в 2-х объединениях (секций, студий и т.д.) не рекомендуется. Предпочтительно совмещение занятий спортивного и неспортивного профиля. Кратность посещения занятий одного профиля рекомендуется не более 2 раз в неделю. Занятия детей в системе дополнительного образования могут проводиться в любой день недели, включая воскресные дни и каникулы. Между учебными занятиями и посещением объединений дополнительного образования детей должен быть перерыв для отдыха не менее часа. Деятельность детей осуществляется по группам, индивидуально или всем составом объединения, как в одновозрастных, так и в разновозрастных объединениях по интересам (клубы, студии, театр и т.п.), в которых могут заниматься учащиеся в возрасте от 6 до 18 лет. В работе объединений могут принимать участие родители, без включения в списочный состав и по согласованию с педагогом. Численный состав детских объединений определяется уставом школы и, соответственно, программой педагога в зависимости от возраста обучающихся, года обучения, специфики деятельности данной группы: на первом году обучения – 12- 15 человек; на втором году обучения – 10-12 человек; на третьем и последующих годах обучения – 8- 10 человек. В объединения второго и последующих годов обучения могут быть зачислены учащиеся, не занимающиеся в группе первого года обучения, но успешно прошедшие собеседование или иные испытания. В случае снижения фактической посещаемости в течение года группы должны быть объединены или расформированы. Высвобожденные в этом случае средства могут быть использованы на открытие новых детских объединений Учебные группы создаются для обучающихся одного возраста или разных возрастов. Согласно СанПиН 2.4.4. 1251-03, продолжительность занятий детей в объединениях дополнительного образования не должна превышать: в учебные дни – 1,5 часа; в выходные и каникулярные дни – 3 часа. После 30-40 мин. занятий необходимо устраивать перерыв длительностью не менее10 мин. для отдыха детей и проветривания помещений. Продолжительность одного занятия зависит также от возраста обучающихся. Можно рекомендовать следующую продолжительность учебного занятия (с поправкой на то, в какой день недели проходит занятие – в обычный учебный день после уроков или в выходной): для детей дошкольного возраста – от 40 минут до 1 часа - при условии проведения занятий в игровой форме со сменой деятельности через каждые 20 минут; для младших школьников – от 1часа до 2-х часов; для школьников среднего и старшего возраста – от 1,5 до 3-х часов. В зависимости от специфики объединений возможно уменьшение или увеличение продолжительности одного занятия, что должно особо оговариваться в программе педагога. «Санитарно-эпидемиологическим требованиям к учреждениям дополнительного образования…» рекомендуют разный режим занятий детей в объединениях различного профиля. Рекомендуемая продолжительность индивидуальных занятий с детьми от 30 до 60 минут 2 раза в неделю. Продолжительность и периодичность индивидуальных занятий устанавливается и обосновывается Уставом учреждения и программой педагога. В 2021-2022 учебном году в школе действует 7 дополнительных объединений: № 1 2 3 4 5 6 7 Наименование ДО «Исторически й клуб» «Окружающий мир» «Веселые нотки» «Обычаи горцев» «Ритмика» Волейбол Увлекательны й английский Ф.И.О. педагога Срок реал. Кол-во Возраст обучаю обучающихс щихся я 20 10-14 Кол-во групп Пухов Г.И. 1 Пазина Н.М. 1 10 10-14 1 Хапаева Л.Б. 1 10 10-14 1 Узденова З.М. 1 14 8-14 1 Комарова Е.Н. Эркенов Р.М. Хасанова Ж.С. 1 1 1 10 20 12 7-8 11-16 8-9 1 2 1 2 2.2. Программы дополнительных объединений Программы дополнительных объединений представлены в рабочих программах педагогов дополнительного образования. «Исторический клуб» «Обычаи горцев» «Веселые нотки» «Ритмика» «Увлекательный английский» «Волейбол» «Окружающий мир» III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ 3.1. Учебный план на 2021-2022 учебный год Учебный план разработан с учетом приоритетных направлений развития Российского образования, составлен в соответствии со статьями 15 и 26 Закона РФ «Об образовании», Уставом ОУ. При составлении данного учебного плана учитывались Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированным в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 1993). Цель учебного плана – развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству. Задачи учебного плана: - обеспечение необходимых условий для личностного развития; - укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда обучающихся; -адаптация их к жизни в обществе; - формирование общей культуры; - организация содержательного досуга. В 2021-2022 учебном году реализуются образовательные программы по направлениям: художественно-эстетическое; общеинтеллектуальное; физкультурно-спортивное; военно-патриотическое; общекультурное. № Наименование Ф.И.О. педагога Кол-во часов Кол-во часов в неделю в год рабочей образовательной программы 1 «Исторический клуб» Пухов Г.И. 6 204 2 «Окружающий мир» Пазина Н.М. 2 68 3 «Веселые нотки» Хапаева Л.Б. 2 68 4 «Обычаи горцев» Узденова З.М. 2 68 5 «Ритмика» Комарова Е.Н. 2 68 6 Волейбол Эркенов Р.М. 2 68 7 Увлекательный английский Хасанова Ж.С. 2 68 Всего: 18 часов 612 Ожидаемые результаты учебного плана: -расширение возможности для творческого развития личности ребѐнка; -интеграция основного и дополнительного образования в рамках Федеральных государственных образовательных стандартов. Настоящий учебный план определяет направленность и содержание обучения объединений дополнительного образования. 3.2. Система условий реализации основной образовательной программы среднего общего образования 3.2.1. Кадровый потенциал Количество Показатели 2021-2022 Всего педагогов Педагоги, имеющие образование: Среднее Средне-специальное, всего В т.ч. педагогическое Высшее всего В т. ч. педагогическое Педагоги, имеющие по стажу: До 5 лет От 5 до 10 лет От 10 до 20 лет Свыше 20 лет Педагоги, имеющие квалификационные категории Высшую Первую СЗД 7 6 6 1 2 4 3 1 3 3.2.2. Материально-техническое обеспечение: материалы для оформления творчества детей наличие канцелярских принадлежностей проектор Музыкальный центр Синтезатор Колонки Микшер-усилитель Винтовка пневматическая Мячи футбольные Блок питания Световой прибор Микрофон Ожидаемые результаты программы дополнительного образования 1. Критерии результативности. В ходе мониторинга планируется положительная динамика по следующим критериям: рост мотивации обучающихся в сфере познавательной и развивающейся деятельности; удельный вес обучающихся, готовых к саморазвитию; удельный вес образовательных учреждений, вовлеченных в воспитательную деятельность по формированию инициативности и творчества через ресурсы дополнительного образования; удельный вес обучающихся, готовых к успешной адаптация в социуме; положительная динамика физического и психического здоровья школьников; удельный вес родителей, вовлеченных в процесс воспитания и развития школьников; рост числа обучающихся, охваченных содержательно-досуговой деятельностью; В ходе мониторинга необходима корректировка планов воспитательной работы педагогов, классных руководителей, консультации психолога для педагогов, родителей (лиц их заменяющих), детей. Процесс интеграции общего и дополнительного образования предусматривает доработку и обновление критериев эффективности. Контроль результативности дополнительного образования в школе, его интеграции с общим образованием коллектив школы планирует осуществлять путем проведения мониторинговых исследований, диагностики обучающихся и их родителей (лиц их заменяющих). ЗАКЛЮЧЕНИЕ Простейшие арифметические подсчеты показывают, что не менее 150 дней в году ученик свободен от школьных занятий, оставшиеся дни года, еще треть его времени, не занята уроками. Но ребенок никогда бывает свободен от самого себя. Растущий человек ждет от мира разнообразия, и среди тех возможностей выбора, которых ему предоставляют естественное течение жизни, среди ценностей и приоритетов быта, вполне могут быть и ценности дополнительного образования. Никто не имеет права лишать ребенка возможности предпочесть среду, где он может проявить себя. Достаточно выбрать систему выбора дела по душе, выявить предпочтения ребенка и можно развивать его способности в самых разных направлениях, причем делать это прямо в школе, не обрекая ребенка и его родителей на поиск дополнительных услуг на стороне. При этом, в отличие от общего образования, дополнительное образование не имеет фиксированных сроков завершения, его можно начать на любом возрастном этапе и в принципе в любое время учебного года, последовательно переходя от одной ступени к другой. Его результатом может стать хобби на всю жизнь, и даже определение его будущей профессии. Наступило время, когда нельзя рассчитывать только на учебный процесс, пора преодолеть стереотип восприятия дополнительного образования как второстепенного и понять, что оно объективно обладает возможностью объединять в единый процесс обучение, воспитание и развитие ребенка. Дополнительное образование призвано обеспечить дополнительные возможности для духовного, интеллектуального, физического развития, удовлетворению творческих и образовательных потребностей современного человека.