ООП ДО (предшкольная группа) 2021-2022

Муниципальное бюджетное учреждение образования
«Средняя общеобразовательная школа п. Мичуринский»
Прикубанского муниципального района
Карачаево – Черкесской Республики
Принят
на заседании
педагогического совета
Протокол № 1 от 23.08.2021г.

Утверждаю:
Директор школы
________З.А.Байчорова
Приказ № 56 от 23.08 .2021г.

ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
(Предшкольная подготовка для группы кратковременного пребывания
детей от 5,5-6,6 лет, реализующих)

2021-2022 учебный год

ОГЛАВЛЕНИЕ
Наименование разделов

№

ІІІ
3.1.
3.2.
3.3.
3.3.

Паспорт программы.
Целевой раздел
Пояснительная записка
Планируемые результаты освоения ООП
Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и
государства.
Содействие и сотрудничество детей и взрослых в процессе их взаимодействия с
людьми, культурой и окружающим миром.
Организационный раздел
Организация режима пребывания и жизнедеятельности воспитанников в
образовательном учреждении.
Особенностей традиционных событий, праздников, мероприятий.
Организация предметно-пространственной среды ДОУ.
Материально-технические условия реализации ООП.
Проектирование воспитательно-образовательного процесса.
Особенности организации взаимодействия педагогического коллектива с семьями
воспитанников
Содержательный раздел.
Возрастные особенности психофизического развития детей.
Психолого-педагогические условия реализации ООП
Содержание психолого-педагогической работы по образовательным областям
- Социально-коммуникативное развитие

3.3.

- Познавательное развитие

3.3.

Особенности организации взаимодействия педагогического коллектива.

І
1.1.
1.2.
1.3.
1.4.
ІІ
2.1.
2.2
2.3.
2.4.
2.5.
2.6.

1.
2.
3.

4.

Учебный план

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование
программы
Назначение
программы
Сроки
реализации
программы
Исполнитель
программы
Руководитель
программы

Основная образовательная программа дошкольного общего образования
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «СОШ
п.Мичуринский» (дошкольная группа).

Создать условия для реализации образовательно-воспитательного процесса в
соответствии с требованиями ФГОС ДО.
2021-2022г.г.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «СОШ
п.Мичуринский» (дошкольная группа).

Байчорова З.А., директор МБОУ «СОШ п.Мичуринский»
1.

Цели
образовательной
программы

Создать условия для охраны жизни и укрепления физического и психического
здоровья детей.
2.
Способствовать обеспечению познавательного, речевого, социальнокоммуникативного, художественно-эстетического и физического развития детей.
3.
Обеспечить преемственность в работе детского сада и начальной школы,
исключающую умственные и физические перегрузки в содержании образования
детей дошкольного возраста.
4.
Содействовать обеспечению консультативной и методической помощи
родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и
развития детей
1.

Задачи
образовательной
программы

Создание благоприятных условий для ребенка дошкольного детства,
формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развития
психических и физических качеств в соответствии с возрастными и
индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе,
формирование предпосылок к учебной деятельности, обеспечение
безопасности жизнедеятельности дошкольника.

І. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Пояснительная записка.
Основная образовательная программа дошкольного общего образования муниципального
бюджетного общеобразовательного учреждения «СОШ п.Мичуринский» (дошкольная группа)
разработана в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации» и Федеральным государственным образовательным
стандартом дошкольного образования (Приказ № 1155 от 17 октября 2013 года).
Цели программы — создание благоприятных условий для полноценного проживания
ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее
развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными
особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение
безопасности жизнедеятельности дошкольника.
Особое внимание в Программе уделяется развитию личности ребенка, сохранению и
укреплению здоровья детей, а также воспитанию у дошкольников таких качеств, как:
- патриотизм;
- активная жизненная позиция;
- творческий подход в решении различных жизненных ситуаций;
- уважение к традиционным ценностям.
1.

Цели
программы реализуются в процессе разнообразных видов детской
деятельности: игровой,
коммуникативной,
трудовой, познавательно-исследовательской,
продуктивной, музыкально-художественной, чтения.
Для достижения целей Программы первостепенное значение имеют:
• забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии
каждого ребенка;
• творческая организация воспитательно-образовательного процесса;
• вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в
соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
• уважительное отношение к результатам детского творчества;
• единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и
семьи;
• Организация образовательного процесса в группе предшкольного образования в ОУ
осуществляется с целью беспечения равных стартовых возможностей детям, поступающим в
первый класс; формирования мотивации к школьному обучению; дальнейшее укрепление
преемственности дошкольного и начального школьного образования.






Основные задачи образовательного процесса в классе предшкольной подготовки:
Сохранение и укрепление здоровья ребѐнка;
обеспечение педагогической поддержки индивидуальности ребѐнка;
создание условий для роста и развития творческих способностей детей;
развитие у детей коммуникативных способностей и социальных навыков;
психологическая подготовка ребѐнка к последующему школьному обучению

Принципы и подходы к формированию основной общеобразовательной
программы:
Программа на первый план выдвигает развивающую функцию образования,
обеспечивающую становление личности ребенка и ориентирующую педагога на его
индивидуальные особенности, что соответствует современной научной «Концепции дошкольного
воспитания» (авторы В. В. Давыдов, В. А. Петровский и др.).
Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и
направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих
ценностей, а также способностей и интегративных качеств.

В основе реализации основной образовательной программы лежит культурноисторический и системнодеятельностный подходы к развитию ребенка, являющиеся методологией
ФГОС, который предполагает:

индивидуализацию дошкольного образования (в том числе одарѐнных детей и детей
с ограниченными возможностями здоровья);

содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным
участником (субъектом) образовательных отношений;

поддержку инициативы детей в различных видах деятельности;

партнерство с семьей;

приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и
государства;

формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в
различных видах деятельности;

возрастную адекватность (соответствия условий, требований, методов возрасту и
особенностям развития);

учѐт этнокультурной ситуации развития детей.

обеспечение преемственности дошкольного общего и начального общего
образования.

Основная образовательная программа формируется с учѐтом особенностей базового уровня
системы общего образования с целью формирования общей культуры личности воспитанников,
развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств,
инициативности, самостоятельности и ответственности ребѐнка, формирования предпосылок
учебной деятельности.
Учитываются также возраст детей и необходимость реализации образовательных задач
в определенных видах деятельности. Для детей дошкольного возраста это:
- игровая деятельность (включая сюжетно-ролевую игру как ведущую деятельность детей
дошкольного возраста, а также игру с правилами и другие виды игры);
- коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками);
- познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и
экспериментирования с ними; восприятие художественной литературы и фольклора);
- самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице);
- конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу,
природный и иной материал;
- изобразительная (рисования, лепки, аппликации);
- музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение,
музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах);
- двигательная (овладение основными движениями) активность ребенка.
Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены следующие психологопедагогические условия:
● уважение педагогов к человеческому достоинству воспитанников, формирование и
поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и
способностях;
● использование в образовательном процессе форм и методов работы с детьми,
соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как
искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);
● построение образовательного процесса на основе взаимодействия взрослых с детьми,
ориентированного на интересы и возможности каждого ребѐнка и учитывающего социальную
ситуацию его развития;

● поддержка педагогами положительного, доброжелательного отношения детей друг к
другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;
● поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах
деятельности;
● возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной
деятельности и общения;
● защита детей от всех форм физического и психического насилия ( Федеральный закон от
29.12.2012 г.№ 273-ФЗ"Об образовании в Российской Федерации", ст. 34. п. 1.9.);
● поддержка Организацией и педагогами родителей дошкольников в воспитании детей,
охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей воспитанников непосредственно в
образовательный процесс.
Для получения качественного образования детьми с ОВЗ в рамках реализации Программы
создаются необходимые условия для:
- диагностики и коррекции нарушений развития и социальной их адаптации;
- оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных психологопедагогических подходов и наиболее подходящих для этих воспитанников языков, методов,
способов общения и условий, в максимальной степени способствующих получению дошкольного
образования, а также социальному развитию этих детей, в том числе посредством организации
инклюзивного образования детей с ОВЗ.
Главный критерий отбора программного материала — его воспитательная ценность,
высокий художественный уровень используемых произведений культуры (классической и
народной — как отечественной, так и зарубежной), возможность развития всесторонних
способностей ребенка на каждом этапе дошкольного детства (Е. А. Флерина, Н. П. Сакулина,Н. А.
Ветлугина, Н. С. Карпинская).
Содержание Программы включает совокупность образовательных областей, которые
обеспечивают социальную ситуацию развития личности ребенка.
Программа направлена на создание условий развития дошкольников, открывающих
возможности для позитивной социализации ребѐнка, его всестороннего личностного развития,
развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и
сверстниками в соответствующих дошкольному возрасту видам деятельности.
Программа включает обязательную часть и часть, формируемую участниками
образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки
зрения реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования (далее – ФГОС ДО).
2.
Планируемые результаты освоения основной образовательной программы.
Целевые ориентиры.
Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий
разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность) не позволяет
требовать от ребенка дошкольного возраста достижения конкретных образовательных результатов
и обусловливает необходимость определения результатов освоения образовательной программы в
виде целевых ориентиров.
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования
• Ребенок овладевает основными культурными средствами, способами деятельности, проявляет
инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, познавательноисследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий,
участников по совместной деятельности.
• Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим
людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со
сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.
• Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и
радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя,

старается разрешать конфликты. Умеет выражать и отстаивать свою позицию по разным
вопросам.
• Способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительские функции в
совместной деятельности.
• Понимает, что все люди равны вне зависимости от их социального происхождения, этнической
принадлежности, религиозных и других верований, их физических и психических особенностей.
• Проявляет симпатию по отношению к другим людям, готовность прийти на помощь тем, кто в
этом нуждается.
• Проявляет умение слышать других и стремление быть понятым другими.
• Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и
прежде всего в игре; владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную
ситуации; умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам. Умеет распознавать
различные ситуации и адекватно их оценивать.
• Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания,
использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого
высказывания в ситуации общения, выделять звуки в словах, у ребенка складываются
предпосылки грамотности.
• У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными
движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.
• Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и
правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками,
может соблюдать правила безопасного поведения и навыки личной гигиены.
• Проявляет ответственность за начатое дело.
• Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется
причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям
природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными
знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями
детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы,
естествознания, математики, истории и т.п.; способен к принятию собственных решений, опираясь
на свои знания и умения в различных видах деятельности.
• Открыт новому, то есть проявляет желание узнавать новое, самостоятельно добывать новые
знания; положительно относится к обучению в школе.
• Проявляет уважение к жизни (в различных ее формах) и заботу об окружающей среде.
• Эмоционально отзывается на красоту окружающего мира, произведения народного и
профессионального искусства (музыку, танцы, театральную деятельность, изобразительную
деятельность и т. д.).
• Проявляет патриотические чувства, ощущает гордость за свою страну, ее достижения, имеет
представление о ее географическом разнообразии, многонациональности, важнейших
исторических событиях.
• Имеет первичные представления о себе, семье, традиционных семейных ценностях, включая
традиционные гендерные ориентации, проявляет уважение к своему и противоположному полу.
• Соблюдает элементарные общепринятые нормы, имеет первичные ценностные представления о
том, «что такое хорошо и что такое плохо», стремится поступать хорошо; проявляет уважение к
старшим и заботу о младших.
• Имеет начальные представления о здоровом образе жизни. Воспринимает здоровый образ жизни
как ценность.
Система оценки результатов освоения программы
В соответствии с ФГОС ДО, целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в
том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их
формального сравнения с реальными достижениями детей. Освоение ООП не сопровождается
проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников.
Однако педагог в ходе своей работы должен выстраивать индивидуальную траекторию
развития каждого ребенка. Для этого педагогу необходим инструментарий оценки своей работы,
который позволит ему оптимальным образом выстраивать взаимодействие с детьми.
Непосредственное наблюдение строится в основном на анализе реального поведения ребенка.

Информация фиксируется посредством прямого наблюдения за поведением ребенка. Результаты
наблюдения педагог получает в естественной среде: в игровых ситуациях, в ходе режимных
моментов, на занятиях.
Инструментарий для педагогической диагностики — карты наблюдений детского развития,
позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого
ребенка в ходе:
• коммуникации со сверстниками и взрослыми (как меняются способы установления и
поддержания контакта, принятия совместных решений, разрешения конфликтов, лидерства и пр.);
• игровой деятельности;
• познавательной деятельности (как идет развитие детских способностей, познавательной
активности);
• проектной деятельности (как идет развитие детской инициативности, ответственности и
автономии, как развивается умение планировать и организовывать свою деятельность);
• художественной деятельности;
• физического развития.
Результаты педагогической диагностики могут использоваться исключительно для решения
следующих образовательных задач:
1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его
образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
2) оптимизации работы с группой детей.
В ходе образовательной деятельности педагоги должны создавать диагностические
ситуации, чтобы оценить индивидуальную динамику детей и скорректировать свои действия.
3.
Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и
государства.
Особое внимание в Программе уделяется возможности реализации принципа приобщения
детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Ближайшее окружение, та общественная среда, в которой живут дети, является основой для
расширения детского кругозора и для приобщения детей к социокультурным нормам, традициям
семьи, общества, государства.
Педагог сам знакомится с природой, культурой родного края; осуществляет отбор
содержания для работы с детьми, особо выделяя то, что характерно для данной местности данного
края, что есть только там, где живут дети; составляет словарь-минимум тех слов, усвоение
которых поможет детям понять новое содержание, продумывает, как и через что можно показать
детям связь родного поселка и семьи со всей страной, подчеркнуть, что будет содействовать
этнокультурной социальной ситуации развития детей:
- особенности природы;
- люди, которые прославили КЧР трудом, достижениями в искусстве, спорте;
- люди, которые приобрели известность не только в республике, но и в стране и за еѐ
пределами.
Демонстрируется то, что наличествует в их родной республике, но характерно для всей
страны:
- охрана природы;
- труд людей;
- соблюдение традиций, связанных с празднованием знаменательных дат;
- проживание людей разных национальностей.
Отбор методов обучения осуществляется с учѐтом характера мышления детей, способности
к обобщению, анализу.
Наиболее целесообразно использовать тематическое планирование. Темы могут быть
различными по объѐму познавательного материала, по сложности, а, следовательно, по
длительности изучения.
Реализация принципа приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи,
общества, государства осуществляется в совместной деятельности взрослых и детей в игре,
продуктивных видах детской деятельности, в процессе экскурсий, праздников. При проведении
этой работы необходимы комплексный подход, взаимосвязь и своеобразное взаимопроникновение
материала разных тем и всѐ то, что связано друг с другом. Основной задачей является стимуляция

познавательной активности детей, развитие их любознательности, развитие образного и
логического мышления ребѐнка.
Важно, чтобы при проведении этой работы затрагивались, развивались и воспитывались
чувства детей, чтобы они радовались и печалились.
Особое внимание следует обратить на формы работы с детьми, которые должны быть
различными в зависимости от поставленной педагогом цели и предлагаемого содержания.
Периодически в течение года могут проводиться итоговые занятия, на которых воспитатель
уточняет, как дети усвоили то или иное содержание и как используют его в процессе
художественных видов деятельности и в их отношении к явлениям общественной жизни.
Показателем того, что работа оказывает положительное влияние на детей, является:
- интерес детей к явлениям общественной жизни, который они стремятся выразить в
свободное время, обращаясь по собственному желанию к разнообразным видам изобразительной
деятельности (рисунках, лепке, аппликации);
- проявление детьми инициативы, действенного отношения к окружающей жизни;
- желание слушать, читать книги с общественной тематикой;
- наблюдения за детьми (как они помогают друг другу; как относятся к книгам на основе
специально созданных ситуаций и др.).
Дошкольная группа функционирует МБОУ « СОШ п.Мичуринский»
Содействие и сотрудничество детей и взрослых в процессе развития детей и их
взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром.
В дошкольном возрасте чрезвычайно важно непрерывное накопление ребѐнком
культурного общения в процессе активного взаимодействия с окружающим миром, другими
детьми и взрослыми при решении задач и проблем (познавательных, физических, художественноэстетических и др.) в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями.
Воспитательное взаимодействие старшего поколения семьи с детьми дошкольного возраста
становится эффективным в воспитании ребѐнка при следующих педагогических условиях:
- формирования ценностных ориентиров в процессе расширения педагогической
компетентности членов многопоколенной семьи;
- определение и согласование с родителями и старшим поколением семьи функций,
направленных на воспитание ребѐнка;
- обогащение эмоционального опыта детей в общении с представителями старшего
поколения семьи.
При создании вышеперечисленных педагогических условий эффективное взаимодействие
всех участников педагогического процесса требует многообразия и вариативности содержания и
форм работы, используемых в ДО и семье.
Модель взаимодействия старшего поколения семьи включает три компонента:
- когнитивный компонент представляет собой систему понятий, правил, норм, оценок,
ценностных ориентиров, образующих представления о гармоничных межпоколенных отношениях
в семье и этически скоординированном воздействии на ребѐнка;
- эмоционально-мотивационный компонент представляет собой систему мотивов и чувств,
определяющих позитивное отношение старшего поколения к ребѐнку, его потребностям и
интересам;
- деятельностный компонент представляет собой совокупность способов, методов и
приѐмов организации жизни и воспитания ребѐнка.
Важно изменить родительскую воспитательную позицию таким образом, чтобы родители
понимали ценность воспитания в детях качеств, способствующих гармонизации отношений со
старшим поколением семьи; пробуждать интерес детей к знаниям и жизненному опыту бабушек и
дедушек, формируя доброе и уважительное отношение к старшему поколению; вовлечь бабушек и
дедушек в воспитательный процесс не только в семье, но и в детском саду путѐм участия их в
различных мероприятиях, специально посвящѐнных формированию уважения к старшему
поколению, проводимых на базе дошкольного образовательного учреждения.

ІІ. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
1. Организация
режима пребывания и жизнедеятельности воспитанников в
образовательном учреждении.
Ежедневная организация жизни и деятельности детей
Режим работы структурного подразделения дошкольного образования установлен
Учредителем, исходя из потребности семьи и возможностей бюджетного финансирования, и
является следующим:
-рабочая неделя – пятидневная;
-продолжительность занятий – 3-4 урока по 25 минут
-ежедневный график работы предшкольной подготовки с 7ч 45мин. до 11ч 15мин. ;
Учебный год предшкольной подготовки начинается с 1 сентября и заканчивается 25 мая.
3.Организация образовательного процесса в группе предшкольного образования.
3.1Группа предшкольного образования детей создается на базе МБОУ « СОШ п.Мичуринский» по приказу
директора школы, при наличии необходимых санитарно - гигиенических, противоэпидемических условий,
соблюдении правил пожарной безопасности, кадрового обеспечения, определяемых нормативноправовыми актами Министерства образования РФ.
3.2.Зачисление (отчисление) в группу предшкольного образования производится по желанию родителей
(законных представителей), на основании их заявления и приказа директора ОУ.
3.3 Конкурсный набор и тестирование при комплектовании группы предшкольного образования не
допускается.
3.4. Содержание образовательного процесса в группе предшкольного образования определяется
разработанной (авторской программой) адаптированной к условиям кратковременного пребывания детей
в ОУ.
3.5.Образовательный процесс в группе предшкольного образования осуществляется на основе принятой
на педагогическом совете и утверждѐнной директором ОУ образовательной программы, а так
же утверждѐнных директором календарно-тематического планирования; расписания занятий детей;
режимом работы.
3.6. Домашние задания обучающимся в группе предшкольного образования не задают.
3.7. Группа функционируют с организацией питания.
3.8.Режим работы построен с учетом привыкания детей к регулярным занятиям и возрастных особенностей
дошкольников.
3.9. Продолжительность занятия – 25-30 минут. Перерывы между занятиями − не менее 10 минут.
4. Участники образовательного процесса.
4.1 Участниками образовательного процесса в группах предшкольного образования являются
дошкольники, которым на 1 сентября исполняется от 5,5-,6,6 лет, педагогические работники
МБОУ « СОШ п.Мичуринский», родители обучающихся дошкольников (законные представители).
4.2 Порядок приема дошкольников в группы предшкольного образования определяется настоящим
Положением.
4.3. При приеме дошкольника для обучения в группы предшкольного образования необходимо ознакомить
его родителей (лиц, их заменяющих) с настоящим Положением.
4.4 Педагоги групп предшкольного образования назначаются из лиц, работающих в МБОУ « СОШ
п.Мичуринский»
4.5 Рабочее время учителей и специалистов определяется расписанием занятий.
4.6 Объем учебной нагрузки (объем педагогической работы) учителям устанавливается исходя из
количества часов по программе.
5.Права и обязанности участников образовательного процесса.
5.1.Участниками образовательного процесса группы предшкольного образования являются воспитанники,
родители (законные представители), педагогические работники.
5.2.Права и обязанности участников образовательного процесса определяются законодательством
Российской Федерации, Уставом школы, настоящим положением.
6. Управление и руководство группой предшкольного образования детей.
6.1. Управление и руководство группой предшкольного образования детей осуществляется в соответствии
с Законом Российской Федерации "Об образовании", настоящим положением.
6.2. Непосредственное руководство деятельностью группы предшкольного образования детей
осуществляется заместителем директора МБОУ « СОШ п.Мичуринский» или уполномоченным лицом.

Ежедневная организация детей предшкольной подготовки в школе.

построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с
детьми: основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности
для них является учебная деятельность и игра;

решения программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого
и детей в самостоятельной деятельности детей не только в рамках занятий, но и при проведении
режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.
Основные принципы построения режима дня:
1.
Режим дня выполняется на протяжении учебного года в учреждении, сохраняя
последовательность и постоянство.
3.
.
Режим дня предшкольной подготовки детей.
Режимные моменты

Время

Приход детей в школу.

7.00 – 7.45

Утренняя зарядка

7.45 - 8.00

Урок

8.00 – 8.25

Завтрак

8.25 – 8.40

Урок

8.40 – 9.05

Двигательная активность

9.05– 9.20

Урок

9.20 – 9.45

Игровая деятельность

9.45 – 10.00

Урок

10.00– 10.25

Прогулка

10.25– 11.00

Уход домой

11.00 – 11.15

Организация питания.
В процессе организации питания решаются задачи гигиены и правил питания:
- мытье рук перед едой;
- класть пищу в рот небольшими кусочками и хорошо ее пережевывать;
- рот и руки вытирать бумажной салфеткой;
2. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий.

Культурно -досуговые мероприятия – неотъемлемая часть в деятельности дошкольного
обучения. Организация праздников, развлечений, детских творческих дел способствует
повышению эффективности воспитательно образовательного процесса, создает комфортные
условия для формирования личности каждого ребенка.

Комплексно - тематическое планирование
Тема

День
знаний

Осень

Я в мире
Человек

Развернутое содержание Временной
Варианты итоговых мероприятий
работы
период
Развивать у детей
Праздник "День знаний», организованный в школе
познавательную
с участием родителей.
мотивацию, интерес к
1
школе, книге.
сентября
Формировать дружеские,
доброжелательные
отношения между детьми.
Расширять представления
Праздник «Осень».
детей об осени. Развивать
Выставка детского творчества.
умение устанавливать
простейшие связи между
явлениями живой и
неживой природы
(похолодало — исчезли
бабочки, отцвели цветы и
т. д.), вести сезонные
наблюдения. Расширять
представления о
сельскохозяйственных
1 -30
профессиях, о профессии
сентября
лесника. Расширять знания
об овощах и фруктах
(местных, экзотических).
Расширять представления
о правилах безопасного
поведения на природе.
Воспитывать бережное
отношение к природе.
Формировать
элементарные
экологические
представления,
Расширять представления
Открытый день здоровья.
о здоровье и здоровом
образе жизни. Расширять
представления детей о
своей семье. Формировать
первоначальные
представления о
1 -20
родственных отношениях в октября
семье (сын, дочь, мама,
папа и т. д.). Закреплять
знание детьми своего
имени, фамилии и
возраста; имен родителей.
Знакомить детей с

профессиями родителей.
Воспитывать уважение к
труду близких взрослых.
Формировать
положительную
самооценку, образ Я
(помогать каждому
ребенку как можно чаще
убеждаться в том, что он
хороший, что его любит).
Развивать представления
детей о своем внешнем
облике. Воспитывать
эмоциональную
отзывчивость на состояние
близких людей,
формирование
уважительного,
заботливого отношения к
пожилым родственницам.
Знакомить с родным селом
Спортивный праздник.
(областью). Формировать
начальные представления о
родном крае, его истории и
культуре. Воспитывать
любовь к родному краю.
Расширять представления
о видах транспорта и его
21 октября
Моѐ село, назначении. Расширять
—4
моя страна представления о правилах
ноября
поведения в городе,
элементарных правилах
дорожного движения.
Расширять представления
о профессиях.
Познакомить с некоторыми
выдающимися людьми,
прославившими Россию.
Организовывать все виды
Праздник «День Матери»
детской деятельности
(игровой,
коммуникативной,
День
трудовой, познавательно
15 ноябряМатери исследовательской,
30 ноября
продуктивной, музыкально
художественной, чтения)
вокруг темы семьи, любви
к маме, бабушке.
Организовывать все виды
Праздник "Новый год»,
детской деятельности
30 ноября Выставка детского творчества.
Новогодний
(игровой,
— 31
праздник
коммуникативной,
декабря
трудовой, познавательно

исследовательской,
продуктивной, музыкально
художественной, чтения)
вокруг темы Нового года и
новогоднего праздника.
Расширять представления
детей о зиме. Развивать
умение устанавливать
простейшие связи между
явлениями живой и
неживой природы.
Развивать умение вести
сезонные наблюдения,
замечать красоту зимней
природы, Знакомить с
зимними видами спорта.
Формировать
Зима
представления о
безопасном поведении
людей зимой. Формировать
исследовательский и
познавательный интерес в
ходе экспериментирования
с водой и льдом.
Закреплять знания о
свойствах снега и льда.
Расширять представления
о местах, где всегда зима, о
животных Арктики и
Антарктики.
Знакомить детей с
«военными" профессиями
(солдат, танкист, летчик,
моряк, пограничник); с
военной техникой (танк,
самолет, военный крейсер);
с флагом России,
воспитывать любовь к
Родине.
День
Осуществлять тендерное
Защитника воспитание (формировать у
Отечества мальчиков стремление
быть сильными, смелыми,
стать защитниками
Родины; воспитывать в
девочках уважение к
мальчикам как будущим
защитникам Родины).
Приобщать к русской
истории через знакомство с
былинами о богатырях.

Праздник «Зима».
Выставка детского творчества.

1-31
января

Праздник, посвященный Дню защитника
Отечества.
Выставка детского творчества.

1-23
февраля

Организовывать все виды
детской деятельности
(игровой,
коммуникативной,
трудовой, познавательно
исследовательской,
продуктивной, музыкально
художественной, чтения)
24 февраля
8 марта вокруг темы семьи, любви
— 8 марта
к маме, бабушке.
Воспитывать уважение к
воспитателям. Расширять
гендерные представления.
Привлекать детей к
изготовлению подарков
маме, бабушке,
воспитателям,
Расширять представления о
народной игрушке
(дымковская игрушка,
матрешка и др.).
Знакомство
3накомить с народными
с народной
промыслами. Продолжать 9-20 марта
культурой и
знакомить с устным
традициями
народным творчеством.
Использовать фольклор при
организации всех видов
деятельности.

Весна

Расширять представления
детей о весне. Развивать
умение устанавливать
простейшие связи между
явлениями живой и
неживой природы, вести
сезонные наблюдения,
Расширять представления
о правилах безопасного
поведения на природе.
Воспитывать бережное
отношения к природе.
Формировать
элементарные
экологические
представления.
Формировать
представления о работах,
проводимых весной в саду
и огороде.
Привлекать детей к
посильному труду на
участке детского сада, в
цветнике.

Праздник "8 Марта",
В
ыставка
детского
творчества.

Фольклорный праздник.
детского творчества.

Праздник «Весна».
Выставка детского творчества.

1-20
апреля

Выставка

День
Победы

Лето

Осуществлять
Праздник, посвященный Дню Победы. Выставка
патриотическое
детского творчества.
воспитание. Воспитывать
любовь к Родине.
Формировать
21 апреля
представления о
— 9 мая
празднике, посвященном
Дню Победы. Воспитывать
уважение к ветеранам
войны.
Расширять представления
Праздник «Лето»,
детей о лете. Развивать
Спортивный праздник.
умение устанавливать
Выставка детского творчества.
простейшие связи между
явлениями живой и
неживой природы, вести
10-25
сезонные наблюдения.
мая
Знакомить с летними
видами спорта.
Формировать
представления о
безопасном поведении в
лесу.

Культурно-досуговая деятельность
Задачи:
Отдых. Приучать детей в свободное время заниматься интересной самостоятельной
деятельностью, любоваться красотой природных явлений: слушать пение птиц, шум дождя,
музыку мастерить, рисовать, музицировать и т.д.
Развлечения. Создавать условия для самостоятельной деятельности детей, отдыха и получения
новых впечатлений. Развивать интерес к познавательным развлечениям, знакомящим с
традициями и обычаями народа, истоками культуры.
Вовлекать детей в процесс подготовки разных видов развлечений; формировать желание
участвовать в кукольном спектакле, музыкальных и литературных концертах; спортивных играх и
т.д.
Осуществлять патриотическое и нравственное воспитание.
Приобщать к художественной культуре. Развивать умение и желание заниматься интересным
творческим делом (рисовать, лепить и т.д.).
Праздники. Продолжать приобщать детей к праздничной культуре русского народа. Воспитывать
желание принимать участие в праздниках.
Формировать чувство сопричастности к событиям, которые происходят в детском саду, стране.
Воспитывать любовь к Родине.
Организовывать утренники, посвященные Новому году, 8 Марта, Дню - защитника Отечества,
праздникам народного календаря.
Самостоятельная художественная деятельность. Содействовать развитию индивидуальных
творческих наклонностей каждого ребенка.
Побуждать к самостоятельной изобразительной, конструктивной и музыкальной деятельности.
Развивать желание посещать студии эстетического воспитания и развития (в школе или в центре
детского творчества).
Перечень развлечений и праздников
Праздники. «Новый год», «День защитника Отечества». «8 Марта», «Весна», «Лето»;
праздники, дни рождения детей.

Тематические праздники и развлечения. «Приметы осени», «Русская сказка», «Зимушказима», «Весна пришла», «Город, в котором ты живешь, «Наступило лето».
Театрализованные представления. По сюжетам русских народных сказок «Лисичка со
скалочкой», «Жихарка», «Рукавичка», «Бычок—смоляной бочок», «Пых», «Гуси-лебеди» и т.д.
Русское
народное
творчество. «Загадки»,
«Любимые
народные
игры»,
«Бабушкины сказки», «Пословицы и поговорки», «Любимые сказки», «Русские народные игры»,
«В гостях у сказки».
Спортивные развлечения. «Спорт—это сила и здоровье», «Веселые ритмы». «Здоровье
дарит Айболит».

ІІІ. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Возрастные особенности психофизического развития детей.
Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строить свое
поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью,
соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая
реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные
отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни
роли становятся для них более привлекательными, чем другие. При распределении ролей могут
возникать конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения. Наблюдается организация
игрового пространства, в котором выделяются смысловой «центр» и «периферия». Действия детей
в играх становятся разнообразными. Развивается изобразительная деятельность детей.
Это возраст наиболее активного рисования. В течение года дети способны создать до двух
тысяч рисунков. Рисунки могут быть самыми разными по содержанию: это и жизненные
впечатления детей, и воображаемые ситуации, и иллюстрации к фильмам и книгам. Обычно
рисунки представляют собой схематичные изображения различных объектов, но могут отличаться
оригинальностью композиционного решения, передавать статичные и
динамичные отношения. Рисунки приобретают сюжетный характер; достаточно часто
встречаются многократно повторяющиеся сюжеты с небольшими или, напротив, существенными
изменениями. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным.
По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного
человека. Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает
эта деятельность. Дети используют и называют различные детали деревянного конструктора.
Могут заменить детали постройки в зависимости от имеющегося материала. Овладевают
обобщенным способом обследования образца. Дети способны выделять основные части
предполагаемой постройки. Конструктивная деятельность
может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляется
конструирование в ходе совместной деятельности. Дети могут конструировать из бумаги,
складывая ее в несколько раз (два, четыре, шесть сгибаний); из природного материала. Они
осваивают два способа конструирования: 1) от природного материала к художественному образу
(ребенок «достраивает» природный материал до целостного образа, дополняя его различными
деталями); 2) от художественного образа к природному материалу (ребенок подбирает
необходимый материал, для того чтобы воплотить образ). Продолжает совершенствоваться
восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; систематизируются представления
детей. Они называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые
оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов,
легко выстраивают в ряд — по возрастанию или убыванию — до 10 различных предметов. Однако
дети могут испытывать трудности при анализе пространственного положения объектов, если
сталкиваются с несоответствием формы и их пространственного расположения. Это
свидетельствует о том, что в различных ситуациях восприятие представляет для дошкольников
известные сложности, особенно если они должны одновременно учитывать несколько различных
и при этом противоположных признаков. В старшем дошкольном возрасте продолжает

развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и
совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во
взаимодействие и т. д. Однако подобные решения окажутся правильными только в том случае,
если дети будут применять адекватные мыслительные средства. Среди них можно выделить
схематизированные представления, которые возникают в процессе наглядного моделирования;
комплексные представления, отражающие представления детей о системе признаков, которыми
могут обладать объекты, а также представления, отражающие стадии преобразования различных
объектов и явлений (представления о цикличности изменений): представления о смене времен
года, дня и ночи, об увеличении и уменьшении объектов в результате различных воздействий,
представления о развитии и т. д. Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что
является основой словесно-логического мышления. В дошкольном возрасте у детей еще
отсутствуют представления о классах объектов. Дети группируют объекты по признакам, которые
могут изменяться, однако
начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Так, например,
старшие дошкольники при группировке объектов могут учитывать два признака: цвет и форму
(материал) и т. д. Как показали исследования отечественных психологов, дети старшего
дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если
анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта.
Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и
последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет активно развиваться лишь
при условии проведения
специальной работы по его активизации. Продолжают развиваться устойчивость,
распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к
произвольному вниманию. Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая
сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки.
Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в
сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни. Совершенствуется грамматический строй речи.
Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче
становится лексика: активно используются синонимы и антонимы.
Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не
только главное, но и детали. Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей в
игровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием
изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью; применением в
конструировании обобщенного способа обследования образца; усвоением обобщенных способов
изображения предметов одинаковой формы. Восприятие в этом возрасте характеризуется
анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных
средств схематизированные представления, комплексные представления, представления о
цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение,
произвольное внимание, речь, образ Я.
В сюжетно-ролевых играх дети начинают осваивать сложные взаимодействия
людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации, например, свадьбу, рождение
ребенка, болезнь, трудоустройство и т. д. Игровые действия детей становятся более
сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое
пространство усложняется. В нем может быть несколько центров, каждый из которых
поддерживает свою сюжетную линию. При этом дети способны отслеживать поведени е партнеров
по всему игровому пространству и менять свое поведение в зависимости от места в нем. Так,
ребенок уже обращается к продавцу не просто как покупатель, а как покупатель-мама или
покупатель-шофер и т. п. Исполнение роли акцентируется не только самой ролью, но и тем, в
какой части игрового пространства эта роль воспроизводится. Например, исполняя роль
водителя автобуса, ребенок командует пассажирами и подчиняется инспектору ГИБДД. Если
логика игры требует появления новой роли, то ребенок может по ходу игры взять на себя новую
роль, сохранив при этом роль, взятую ранее. Дети могут комментировать исполнение роли тем
или иным участником игры. Образы из окружающей жизни и литературных произведений,
передаваемые детьми в изобразительной деятельности, становятся сложнее.Рисунки
приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более

явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Мальчики охотно
изображают технику, космос, военные действия и т. п. Девочки обычно рисуют женские образы:
принцесс, балерин, моделей и т. д. Часто встречаются и бытовые сюжеты:
мама и дочка, комната и т. д. Изображение человека становится еще более детализированным и
пропорциональным. Появляются пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови, подбородок. Одежда
может быть украшена различными деталями. При правильном педагогическом подходе у
дошкольников формируются художественно-творческие способности в изобразительной
деятельности. К подготовительной к школе группе дети в значительной степени осваивают
конструирование из строительного материала. Они свободно владеют обобщенными способами
анализа как изображений, так и построек; не только анализируют основные конструктивные
особенности
различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им объемными
предметами. Свободные постройки становятся симметричными и пропорциональными, их
строительство осуществляется на основе зрительной ориентировки. Дети быстро и правильно
подбирают необходимый материал. Они достаточно точно представляют себе последовательность,
в которой будет осуществляться постройка, и материал, который понадобится для ее выполнения;
способны выполнять различные по степени сложности постройки как по собственному замыслу,
так и по условиям. В этом возрасте дети уже могут освоить сложные формы сложения из листа
бумаги и придумывать собственные, но этому их нужно специально обучать. Данный вид
деятельности не просто доступен детям — он важен для углубления их пространственных
представлений. Усложняется конструирование из природного материала. Дошкольникам уже
доступны целостные композиции по предварительному замыслу, которые могут передавать
сложные отношения, включать фигуры людей и животных.
У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно
учитывать несколько различных признаков. Развивается образное мышление, однако
воспроизведение метрических отношений затруднено. Продолжают развиваться навыки
обобщения и рассуждения, но они в значительной степени ограничиваются наглядными
признаками ситуации. Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится
констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой.
Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и средств массовой информации,
приводящими к стереотипности детских образов. Продолжает развиваться внимание
дошкольников, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время
произвольного сосредоточения достигает 30 минут.
У дошкольников продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй,
лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся
словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно
употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т. д.
В результате правильно организованной образовательной работы у детей развиваются
диалогическая и некоторые виды монологической речи. В подготовительной к школе группе
завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как
предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; развитием
половой идентификации, формированием позиции школьника. К концу дошкольного возраста
ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в
дальнейшем успешно учиться в школе.
2. Психолого – педагогические условия реализации программы.
Важнейшим условием реализации программы является создание развивающей и эмоционально
комфортной для ребенка образовательной среды. Пребывание в школе должно доставлять ребенку
радость, а образовательные ситуации должны быть увлекательными.
Важнейшие образовательные ориентиры:
• обеспечение эмоционального благополучия детей;
• создание условий для формирования доброжелательного и внимательного отношения детей к
другим людям;
• развитие детской самостоятельности (инициативности, автономии и ответственности);
• развитие детских способностей, формирующихся в разных видах деятельности.
Для реализации этих целей педагогам рекомендуется:

• проявлять уважение к личности ребенка и развивать демократический стиль взаимодействия с
ним и с другими педагогами;
• создавать условия для принятия ребенком ответственности и проявления симпатии к другим
людям;
• обсуждать совместно с детьми возникающие конфликты, помогать решать их, вырабатывать
общие правила, учить проявлять уважение друг к другу;
• обсуждать с детьми важные жизненные вопросы, стимулировать проявление позиции ребенка;
• обращать внимание детей на тот факт, что люди различаются по своим убеждениям и ценностям,
обсуждать, как это влияет на их поведение;
• обсуждать с родителями (законными представителями) целевые ориентиры, на достижение
которых направлена деятельность педагогов , и включать членов семьи в совместное
взаимодействие по достижению этих целей.
Система дошкольного образования в образовательном учреждении нацелена то, чтобы у
ребенка развивались игра и познавательная активность. В образовательном учреждении созданы
условия для проявления таких качеств, как: инициативность, жизнерадостность, любопытство и
стремление узнавать новое. Адекватная организация образовательной среды стимулирует
развитие уверенности в себе, оптимистического отношения к жизни, дает право на ошибку,
формирует познавательные интересы, поощряет готовность к сотрудничеству и поддержку
другого в трудной ситуации, то есть обеспечивает успешную социализацию ребенка и
становление его личности.
Изучаемые детьми темы выступают как материал для достижения целей образовательной
работы — развития способностей и инициативы ребенка, овладения доступными для
дошкольного возраста культурными средствами (наглядными моделями и символами). Благодаря
этому образовательная программа становится залогом подготовки детей к жизни в современном
обществе, требующем умения учиться всю жизнь и при этом разумно и творчески относиться к
действительности. Все ситуации повседневной жизни, в которых оказывается ребенок в детском
саду, имеют образовательное значение: на прогулке и во время режимных моментов ребенок
выстраивает отношение к себе и другим, учится быть инициативным и принимать решения,
использовать свое мышление и воображение.
3.Роль педагога в организации психолого-педагогических условий
Обеспечение эмоционального благополучия ребенка достигается за счет уважения к его
индивидуальности, чуткости к его эмоциональному состоянию, поддержки его чувства
собственного достоинства. В дошкольном учреждении педагоги должны создать атмосферу
принятия, в которой каждый ребенок чувствует, что его ценят и принимают таким, какой он есть;
могут выслушать его и понять.
Для обеспечения в группе эмоционального благополучия педагог должен:
• общаться с детьми доброжелательно, без обвинений и угроз;
• внимательно выслушивать детей, показывать, что понимает их чувства, помогать делиться
своими переживаниями и мыслями;
• помочь детям обнаружить конструктивные варианты поведения;
• создавать ситуации, в которых дети при помощи разных культурных средств (игра, рисунок,
движение и т. д.) могут выразить свое отношение к личностно-значимым для них событиям и
явлениям;
• обеспечивать в течение дня чередование ситуаций, в которых дети играют вместе и могут при
желании побыть в одиночестве или в небольшой группе детей.
Воспитание у детей доброжелательного и внимательного отношения к людям возможно
только в том случае, если педагог сам относится к детям доброжелательно и внимательно,
помогает конструктивно разрешать возникающие конфликты.
Для формирования у детей доброжелательного отношения к людям педагогу следует:
• устанавливать понятные для детей правила взаимодействия;
• создавать ситуации обсуждения правил, прояснения детьми их смысла;

• поддерживать инициативу детей старшего дошкольного возраста по созданию новых норм и
правил (когда дети совместно предлагают правила для разрешения возникающих проблемных
ситуаций).
Развитие самостоятельности включает две стороны: адаптивную (умение понимать
существующие социальные нормы и действовать в соответствии с ними) и активную (готовность
принимать самостоятельные решения) .
В ходе реализации Программы дошкольники получают позитивный социальный опыт
создания и воплощения собственных замыслов. Дети должны чувствовать, что их попытки
пробовать новое, в том числе и при планировании собственной жизни в течение дня, будут
поддержаны взрослыми. Это возможно в том случае, если образовательная ситуация будет
строиться с учетом детских интересов. Образовательная траектория группы детей может меняться
с учетом происходящих в жизни дошкольников событий.
Самостоятельность человека (инициативность, автономия, ответственность) формируется
именно в дошкольном возрасте, разумеется, если взрослые создают для этого условия. Для
формирования детской самостоятельности педагог должен выстраивать образовательную среду
таким образом, чтобы дети могли:
• учиться на собственном опыте, экспериментировать с различными объектами, в том числе с
растениями;
• находиться в течение дня как в одновозрастных, так и в разновозрастных группах;
• изменять или конструировать игровое пространство в соответствии с возникающими игровыми
ситуациями;
• быть автономными в своих действиях и принятии доступных им решений.
С целью поддержания детской инициативы педагогам следует регулярно создавать ситуации, в
которых дошкольники учатся:
• при участии взрослого обсуждать важные события со сверстниками;
• совершать выбор и обосновывать его (например, детям можно предлагать специальные способы
фиксации их выбора);
• предъявлять и обосновывать свою инициативу (замыслы, предложения и пр.);
• планировать собственные действия индивидуально и в малой группе, команде;
• оценивать результаты своих действий индивидуально и в малой группе, команде.
Важно, чтобы все утренники и праздники создавались с учетом детской инициативы и включали
импровизации и презентации детских произведений.
Создание условий для развития свободной игровой деятельности.
Игра — одно из наиболее ценных новообразований дошкольного возраста. Играя, ребенок
свободно и с удовольствием осваивает мир во всей его полноте — со стороны смыслов и норм,
учась понимать правила и творчески преобразовывать их. Развитие свободной игровой
деятельности требует поддержки со стороны взрослого. При этом роль педагога в игре
может быть разной в зависимости от возраста детей, уровня развития игровой деятельности,
характера ситуации и пр. Педагог может выступать в игре и в роли активного участника, и в роли
внимательного наблюдателя.
С целью развития игровой деятельности педагоги должны уметь:
• создавать в течение дня условия для свободной игры детей;
• определять игровые ситуации, в которых детям нужна косвенная помощь;
• наблюдать за играющими детьми и понимать, какие именно события дня отражаются в игре;
• отличать детей с развитой игровой деятельностью от тех, у кого игра развита слабо;
• косвенно руководить игрой, если игра носит стереотипный характер (например, предлагать
новые идеи или способы реализации детских идей).
Кроме того, педагоги должны знать детскую субкультуру: наиболее типичные роли и игры
детей, понимать их значимость. Воспитатели должны устанавливать взаимосвязь между игрой и
другими видами деятельности. Спонтанная игра является не столько средством для организации
обучения, сколько самоценной деятельностью детей.
Игровая среда должна стимулировать детскую активность и постоянно обновляться в
соответствии с текущими интересами и инициативой детей. Игровое оборудование должно быть
разнообразным и легко трансформируемым. Дети должны иметь возможность участвовать в

создании и обновлении игровой среды. Возможность внести свой вклад в ее усовершенствование
должны иметь и родители.
Создание условий для развития познавательной деятельности.
Обучение наиболее эффективно тогда, когда ребенок занят значимым и интересным
исследованием окружающего мира, в ходе которого он самостоятельно и при помощи взрослого
совершает открытия. Педагог должен создавать ситуации, в которых может проявляться детская
познавательная активность.
Стимулировать детскую познавательную активность педагог может:
• регулярно предлагая детям вопросы, требующие не только воспроизведения информации, но и
мышления;
• регулярно предлагая детям открытые, творческие вопросы, в том числе — проблемнопротиворечивые ситуации, на которые могут быть даны разные ответы;
• обеспечивая в ходе обсуждения атмосферу поддержки и принятия;
• позволяя детям определиться с решением в ходе обсуждения той или иной ситуации;
• организуя обсуждения, в которых дети могут высказывать разные точки зрения по одному и
тому же вопросу, помогая увидеть несовпадение точек зрения;
• строя обсуждение с учетом высказываний детей, которые могут изменить ход дискуссии;
• помогая детям обнаружить ошибки в своих рассуждениях;
• помогая организовать дискуссию;
• предлагая дополнительные средства (двигательные, образные, в т. ч. наглядные модели и
символы), в тех случаях, когда детям трудно решить задачу.
Среда должна быть насыщенной, предоставлять ребенку возможность для активного
исследования и решения задач, содержать современные материалы (конструкторы, материалы для
формирования сенсорики, наборы для экспериментирования и пр.).
Создание условий для развития проектной деятельности.
В дошкольном возрасте у детей должен появиться опыт создания собственного замысла и
воплощения своих проектов. В дошкольном возрасте дети могут задумывать и реализовывать
исследовательские, творческие и нормативные проекты.
С целью развития проектной деятельности в группе следует создавать открытую
атмосферу, которая вдохновляет детей на проектное действие и поощряет его. Необходимо
регулярно выделять время для проектной деятельности, создавать условия для презентации
проектов.
С целью развития проектной деятельности педагоги должны:
• создавать проблемные ситуации, которые инициируют детское любопытство, стимулируют
стремление к исследованию;
• быть внимательными к детским вопросам, возникающим в разных ситуациях, регулярно
предлагать проектные образовательные ситуации в
ответ на заданные детьми вопросы;
• поддерживать детскую автономию: предлагать детям самим выдвигать проектные решения;
• помогать детям планировать свою деятельность при выполнении своего замысла;
• в ходе обсуждения предложенных детьми проектных решений поддерживать их идеи, делая
акцент на новизне каждого предложенного варианта;
• помогать детям сравнивать предложенные ими варианты решений, аргументировать выбор
варианта.
Стимулируя детей к исследованию и творчеству, следует предлагать им большое
количество увлекательных материалов и оборудования. Природа и ближайшее окружение —
важные элементы среды исследования, содержащие множество явлений и объектов, которые
можно использовать в совместной исследовательской деятельности воспитателей и детей.
Создание условий для самовыражения средствами искусства.
В дошкольном возрасте дети должны получить опыт осмысления происходящих событий и
выражения своего отношения к ним при помощи культурных средств — линий, цвета, формы,
звука, движения, сюжета и пр.
Для того чтобы дети научились выражать себя средствами искусства, педагог должен:
• планировать время в течение дня, когда дети могут создавать свои произведения;
• создавать атмосферу принятия и поддержки во время занятий творческими видами деятельности;

• оказывать помощь и поддержку в овладении необходимыми для занятий техническими
навыками;
• предлагать такие задания, чтобы детские произведения не были стереотипными, отражали их
замысел;
• поддерживать детскую инициативу в воплощении замысла и выборе необходимых для этого
средств;
• организовывать выставки проектов, на которых дети могут представить свои произведения.
Образовательная среда должна обеспечивать наличие необходимых материалов, возможность
заниматься разными видами деятельности: живописью, рисунком, игрой на музыкальных
инструментах, пением, конструированием, актерским мастерством, танцем, различными видами
ремесел, поделками по дереву, из глины и пр.
Создание условий для физического развития.
Физическое развитие очень важно для здоровья детей, потому что позволяет реализовать их
врожденное стремление к движению. Становление детской идентичности, образа «Я» тесно
связано с физическим развитием ребенка, с его ловкостью, подвижностью, активностью.
Для того чтобы стимулировать физическое развитие детей, важно:
• ежедневно предоставлять детям возможность активно двигаться;
• обучать детей правилам безопасности;
• создавать доброжелательную атмосферу эмоционального принятия, способствующую
проявлениям активности всех детей (в том числе и менее активных) в двигательной сфере;
• использовать различные методы обучения, помогающие детям с разным уровнем физического
развития с удовольствием бегать, лазать, прыгать.
Среда должна стимулировать физическую активность детей, присущее им желание
двигаться, познавать, побуждать к подвижным играм. В ходе подвижных игр, в том числе
спонтанных, дети должны иметь возможность использовать игровое и спортивное оборудование.
Игровая площадка должна предоставлять условия для развития крупной моторики. Игровое
пространство (как на площадке, так и в помещениях) должно быть трансформируемым (меняться
в зависимости от игры и предоставлять достаточно места для двигательной активности).
Взаимодействие школы с семьей
Основные цели и задачи:
Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка является развитие
конструктивного взаимодействия с семьей.
Ведущая цель — создание необходимых условий для формирования ответственных
взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетентности родителей (способности
разрешать разные типы социальнo-педагогических ситуаций, связанных с воспитанием ребенка);
обеспечение права родителей на уважение и понимание, на участие в жизни детского сада.
Родителям и педагогам необходимо преодолеть субординацию, монологизм в отношениях
друг с другом, отказаться от привычки критиковать друг друга, научиться видеть друг в друге не
средство решения своих проблем, а полноправных партнеров, сотрудников.
Основные задачи взаимодействия школы с семьей:
• изучение отношения педагогов и родителей к различным вопросам воспитания, обучения,
развития детей, условий организации разнообразной деятельности в щколе и семье;
• привлечение семей воспитанников к участию в совместных с педагогами мероприятиях,
организуемых в районе (городе, области);
• поощрение родителей за внимательное отношение к разнообразным стремлениям и
потребностям ребенка, создание необходимых условий для их удовлетворения в семье.
Совместная деятельность педагогов, родителей, детей
Определяющей целью разнообразной совместной деятельности в триаде «педагогиродители-дети» является удовлетворение не только базисных стремлений и потребностей ребенка,
но и стремлений и потребностей родителей и педагогов. Совместная деятельность
воспитывающих взрослых может быть организована в разнообразных традиционных и
инновационных формах (акции, ассамблеи, вечера музыки и поэзии, семейные гостиные,
фестивали, семейные клубы, вечера вопросов и ответов, салоны, студии, праздники (в том числе
семейные), прогулки, экскурсии, проектная деятельность.
Проектная деятельность.

Все большую актуальность приобретает такая форма совместной деятельности, как
проекты. Они меняют роль воспитывающих взрослых в управлении щколой, в развитии
партнерских отношений, помогают им научиться работать в «команде», овладеть способами
коллективной мыслительной деятельности; освоить алгоритм создания проекта, отталкиваясь от
потребностей ребенка; достичь позитивной открытости по отношению к коллегам, воспитанникам
и родителям, к своей личности; объединить усилия педагогов, родителей и детей с целью
реализации проекта. Идеями для проектирования могут стать любые предложения, направленные
на улучшение отношений педагогов, детей и родителей, на развитие ответственности,
инициативности и др.
3.Содержание психолого-педагогической работы по образовательным областям
Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей
в различных видах деятельности и охватывает следующие образовательные области:
● социально-коммуникативное развитие;
● познавательное развитие;
● речевое развитие;
● художественно -эстетическое развитие;
● физическое развитие.
1. Социально-коммуникативное развитие
Содержание образовательной работы с детьми направлено на присвоение норм и
ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности:
- воспитывать любовь и уважение к малой Родине, к родной природе, к отечественным
традициям и праздникам и представление о социокультурных ценностях нашего народа;
- воспитывать уважение и интерес к различным культурам, обращать внимание на отличие
и сходство их ценностей;
- уважать права и достоинства других людей, родителей, пожилых, инвалидов;
- формировать представление о добре и зле, способствовать гуманистической
направленности поведения;
- знакомить детей с поступками людей, защищающих и отстаивающих ценности жизни,
семьи, отношений товарищества, любви и верности, созидания и труда;
- вызывать чувство сострадания к тем, кто попал в сложную жизненную ситуацию,
нуждается в помощи, испытывает боль, тревогу, страх, огорчение, обиду, терпит нужду и
лишения;
- расширять представления о своем родном крае, столице своей Родины, ее символикой;
- формировать позицию гражданина своей страны;
- создавать условия для принятия конструктивного разрешения конфликтных ситуаций;
- формировать оценку нравственных понятий с целью педагогического воздействия
художественного слова на детей, получения первичных ценностных представлений о понятиях;
- совершенствовать свои эмоционально-положительные проявления в сюжетно-ролевых
играх;
- закреплять умение действовать по правилам игры, соблюдая ролевые взаимодействия и
взаимоотношения;
- поощрять участие в сюжетно-ролевых играх, отражая замысел игры, эмоциональные и
ситуативно-деловые отношения между сказочными персонажами и героями; отражать социальные
взаимоотношение между людьми в соответствии с их профессиональной деятельностью.
Развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками:
- обеспечивать взаимодействие с детьми, способствующее их эмоциональному
благополучию;
- создавать общую атмосферу доброжелательности, принятия каждого, доверия,
эмоционального комфорта, тепла и понимания;
- стремиться к установлению доверительных отношений с детьми, учитывать возможности
ребенка, не допуская ощущения своей несостоятельности: приходить на помощь при
затруднениях, не навязывать сложных и непонятных действий, при взаимодействии находиться на
уровне глаз ребенка, стараться минимально ограничивать его свободу, поощрение и поддержку
использовать чаще, чем порицание и запрещение;

- закладывать групповые традиции, позволяющие учитывать настроения и пожелания детей
при планировании жизни группы в течение дня;
- создавать условия для общения со старшими и младшими детьми и людьми пожилого
возраста;
содействовать
становлению
социально-ценностных
взаимоотношений,
доброжелательных и равноправных отношений между сверстниками;
- обеспечивать одинаковое отношение ко всем участникам совместной игры, общения;
- удовлетворять потребности каждого ребенка во внешних проявлениях, симпатии к нему
лично;
- предотвращать негативное поведение, обеспечивающее каждому ребенку физическую
безопасность со стороны сверстников;
- знакомить с нормативными способами разрешения конфликтов;
- формировать представления о положительных и отрицательных действиях детей и
взрослых и отношения к ним.
Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных
действий:
- совершенствовать самостоятельность в организации досуговой деятельности;
- формировать умение выбора правильного решения, обосновывая свои действия (свой
выбор) путем установления причинно-следственной зависимости между событиями и
природными явлениями.
Формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.
- прививать знания основ безопасности;
- формировать чувство осторожности, развивать умения соблюдать осторожность при
работе с острыми предметами; оберегать глаза от травм во время игр и занятий;
- объяснять важность хорошего освещения для сохранения зрения;
- приучать к соблюдению осторожности при встрече с незнакомыми животными;
-предупреждать об опасности приема лекарственных препаратов, и свойствах ядовитых
растений, игр с огнем, аэрозольными баллончиками;
- обогащать представления детей об опасных для человека и окружающего мира природы
ситуациях и знакомить со способами поведения в них;
- добиваться выполнения правил дорожного движения.
3.6. Особенности организации взаимодействия педагогического коллектива с семьями
воспитанников
При организации совместной работы школы с семьями в рамках новой философии необходимо
соблюдать основные принципы:
 открытость школы для семьи

сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;
 создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию
личности в семье и детском коллективе;
 диагностика общих и частных проблем в развитии и воспитании ребенка.
Главная цель педагогов – профессионально помочь семье в воспитании детей, при этом, не
подменяя ее, а дополняя и обеспечивая более полную реализацию ее воспитательных функций:
 развитие интересов и потребностей ребенка;
 распределение обязанностей и ответственности между родителями в постоянно
меняющихся ситуациях воспитания детей;
 поддержка открытости во взаимоотношениях между разными поколениями в семье;
 выработка образа жизни семьи, формирование семейных традиций;
 понимание и принятие индивидуальности ребенка, доверие и уважение к нему как к
уникальной личности.
Данная цель реализуется через следующие задачи:
 воспитание уважения к детству и родительству;
 взаимодействие с родителями для изучения их семейной микросреды;






повышение и содействие общей культуры семьи и психолого-педагогической
компетентности родителей;
оказание практической и теоретической помощи родителям воспитанников через
трансляцию основ теоретических знаний и формирование умений и навыков практической
работы с детьми;
использование с родителями различных форм сотрудничества и совместного творчества,
исходя из индивидуально-дифференцированного подхода к семьям.

V. Учебный план
реализации основной общеобразовательной программы
Пояснительная записка
Учебный план (организованная образовательная деятельность) является нормативным
документом, устанавливающим перечень образовательных областей, реализующих федеральные
государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы
дошкольного образования и объем недельной образовательной нагрузки в соответствии с СанПиН
2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы в дошкольных организациях».
Учебный план является частью основной образовательной программы.
1.1.Настоящее положение разработано в соответствии с Конституцией РФ ст. 43.Законом РФ №273-ФЗ от
29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» ст.18, закона РФ "Об основных гарантиях прав
ребенка" от 24 07.1998 №124-03, ст. 52 ГК РФ и ст. 86 ГК РФ, письмом МОПОРФ ―О подготовке детей к
школе‖ № 990/14 /15 от 22. 07. 97. Инструктивно-методического письма Министерства образования
Российской Федерации от 14.03.2000 года № 65/23-16 «О гигиенических требованиях и максимальной
нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»; Устава МБОУ « СОШ
п.Мичуринский» 1.2.Настоящее положение регулирует процесс создания и функционирования в
МБОУ «СОШ п.Мичуринский» групп предшкольного образования для детей дошкольного возраста и
определяет взаимоотношения ОУ с участниками образовательного процесса.

Планирование учебной нагрузки в течение недели.
- предшкольный возраст: непосредственно образовательная деятельность три урока в день по 25 30 минут.
Учебный план
реализации основной общеобразовательной программы
предшкольной подготовки детей.
1.Обучение грамоте – 6 часов(чтение-3ч.,письмо-3ч.)
2.Математика-3 часа
3.Окружающий мир-2 часа
4.Физическая культура- 3 часа
5.ИЗО-1 час
6.Музыка-1 час
7.Технология – 1час


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 17.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 88787499261

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».